ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ШКОЛЬНЫЙ ПРЕСС-ЦЕНТР
Я горжусь бабушкой!
Моя бабушка, Досакаева Мутлыхан Садыковна, родилась в ауле Кунай. После окончания начальной школы училась в школе– интернате имени Александра Скокова города Нефтекумска. Окончив 9 классов, она поступила в Гудермесское педагогическое училище на учителя начальных классов. Её мечта сбылась, так как Мутлыхан Садыковна хотела быть похожей на свою первую учительницу Кумис Алибиевну Джуманиязову. В 1976 году бабушка получила диплом и год проработала учителем русского языка и литературы в школе аула Кенхи Чеченской республики.
С 1977 года стала работать в школе аула Абрам-Тюбе. Сначала пионервожатой, потом учителем начальных классов. Она учила ребятишек читать, писать, считать. Учила их дружить, любить Родину, уважать старших. Бабушка рассказывала, что классы тогда были большими, ученики с большим желанием узнавали новое, активно участвовали в школьной жизни. Она помнит многих своих воспитанников, они тоже ее не забывают. Не всегда было легко, но бабушка никогда не сожалела о выборе профессии.
В 1991 году Мутлыхан Садыковну назначили заместителем директора по учебной части. 21 год она организовывала учебный процесс всей школы. Это была очень ответственная работа, но бабушка справлялась с ней. Завуч всегда находится в центре всех событий, происходящих в школе. Она говорит, что от умения завуча вести коллектив учителей, учеников зависит облик школы. “Трудно управлять людьми разных взглядов, мнений, характеров,” - так считает Мутлыхан Садыковна. Я думаю, что у неё это получалось, ведь моя бабушка уравновешенный итактичный человек. Недаром она награждена грамотами и благодарственными письмами отдела образования, администрации Нефтекумского района.
Мутлыхан Садыковна была наставником молодых специалистов, которые только начинали свою педагогическую деятельность. Она делилась с ними секретами профессии учителя, помогала советами в организации учебного процесса, в работе с документацией, помогала им развивать личностные качества. А педагог – наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся, родителей.
Сейчас бабушка продолжает работать в той же школе социальным педагогом. Теперь она работает с семьями и детьми которые сталкиваются с жизненными проблемами и трудными ситуациями. Необходимо постоянно оказывать им эмоциональное и практическое содействие. И это тоже у неё получается, бабушка умеет сопереживать и сочувствовать людям. помощь.
Я очень горжусь бабушкой!
Досакаева Юлдуз
юнкор д/о «Родник»
ИНТЕРВЬЮ С УЧИТЕЛЕМ
- Элбийке Кулманбетовна, расскажите, почему Вы стали учителем.
- Я работаю учителем английского языка более тридцати лет . Начала свою профессиональную деятельность в 1985 году. Приехала работать в родную школу после окончания Пятигорского педагогического института иностранных языков. Наверно, это моя судьба. Яне мечтала о профессии учителя. Скорее всего, мне нравился предмет — английский язык. В 9 классе мы писали сочинение о выборе профессии. Тогда я и рассказала, что хотела бы изучать иностранные языки. А уже в 10-м классе учитель русского языка объявила, что есть направления для поступления в Институт иностранных языков, и посоветовала мне этим воспользоваться. Я смогла поступить, успешно окончить, и этим горжусь.
- Вы не думали становиться учителем, были у Вас трудности?
- Конечно, вначале было очень трудно. Ведь дети народ, который необходимо увлечь, а иначе с ними не найдешь общий язык. А учителю иностранного языка сложно вдвойне, потому что учить детей чужому языку не всегда легко. Все годы работы я искала и старалась находить эффективные подходы в преподавании своего предмета. Я многому научилась, узнавала всё больше и больше о методах и приёмах, которые постоянно обновлялись. С годами пришёл опыт. Много лет я еще и классный руководитель. А это очень ответственно, требует знания детской психологии, умения находить к подросткам правильный подход. Классный руководитель должен много знать, много уметь, вести за собой своих воспитанников.
- Чем вас привлекает Ваша профессия?
- Во- первых, общением с детьми. Я люблю их, работа с ними приносит мне удовлетворение. Дети не могут быть плохими, ребёнок – чистый сосуд, который хороший учитель и воспитатель наполняет благодатными семенами. Во- вторых, в мире всё меняется, особенно в нашей профессии, появляется что – то новое, интересное, поэтому уходишь головой в эту работу.
- Вы говорите, что работали постоянно классным руководителем. Какими запомнились Вам ваши выпуски?
- Это очень интересный вопрос для меня. Хоть подходы в воспитании остаются одинаковыми, но процесс работы от выпуска к выпуску меняется. Когда – то я больше ходила в походы, после отработки летней практики часто выезжали купаться на озеро. Было прекрасное время: не боялись ни клещей, ни террористов, ни непредвиденных ситуаций. С другим поколением учеников больше готовились к школьным вечерам, проводили замечательные КВНы, чаепития, любили быть вместе. С третьими выпусками почему – то больше стенгазет, плакатов, участвовали в предметных неделях. Классы соревновались в выпуске стенгазет о здоровом образе жизни, о правилах дорожного движения, добавилась пожарная безопасность и многое прочее. Сейчас эта работа продолжается, но уже мы участвуем в районных, краевых, всероссийских конкурсах, акциях, т.е. нам некогда скучать. Время диктует своё, и оно накладывает отпечаток на жизнедеятельность ребят в школе.
- Довольны ли Вы, что выбрали именно эту профессию?
- Я не сожалею о своём выборе и не представляю себя в любой другой сфере деятельности. Это специальность развивает меня, мой духовный мир становится чище и богаче. Благодарна судьбе, что привела меня именно в учительство.
- Что бы Вы посоветовали начинающему учителю как наставник?
- Я всегда говорю молодым учителям, что без любви к своему предмету, и особенно к детям, нельзя стать хорошим учителем. Доброта, дружелюбие, терпение – главные качества, необходимые учителю. Быть строгим, но справедливым, и иметь твёрдость в характере, несомненно, нужно. Самоорганизация, требовательность помогут устанавливать правильные отношения с учениками и воспитанниками.
- А что Вы можете вспомнить о своих школьных учителях?
- Меня учили замечательные учителя. Я храню в сердце память о каждом из них. Моя первая учительница, Александра Ильинична Биденко – участница ВОВ, патриот своей страны, привила и мне неиссякаемую любовь к Родине. Самое главное, мои учителя научили меня жить по правилам и иметь увлечение к своему делу.
Тангатарова Диляра,
д/о «Родни к»
НАСТОЯЩИЙ УЧИТЕЛЬ!
Учитель — это призвание, и не каждому оно под силу, потому что это огромный труд.
Один известный человек утверждал: «Твой учитель не тот, кто тебя учит, а тот, у кого учишься ты». Всем: ученикам, учителям, родителям — бесспорно, можно и нужно учиться у Эсполовой Аминат Янпуевны — учителя биологии и химии средней школы № 17 а. Абрам-Тюбе.
44 года — стаж работы , 7 выпускных классов, 25 лет руководства школьным экологическим объединение «Ромашка», более 10 лет ведение методического объединения учителей естественно-математического цикла. Отличное знания по преподаваемым дисциплинам профессиональное мастерство, творческое отношение к делу высокий уровень квалификации, активное использование современных технологий обучения и воспитания. Хороший человек, верный наставник. Это всё о ней.
Аминат Янпуевна после окончания биологического факультета Махачкалинского педагогического института начала работать в малокомплектной школе аула Мурзабек Нефтекумского района учителем начальных классов. С 1984 года по настоящее время она преподает в нашей школе.
Для детей Аминат Янпуевна является значимой фигурой, потому что обучает не только школьным, но и жизненным премудростям. Она хороший педагог, так как находит подход к ребёнку, увлекает своим предметом, учит уважать окружающих.
Самой лучшей наградой для учителя, по её словам, являются сложившиеся судьбы учеников. Среди них и учителя семнадцатой школы, которые перенимают опыт своего мастера.
Каждый день учителя биологии расписан по минутам: уроки, классные часы, мероприятия, занятия со школьниками, подготовка к урокам. На уроках Аминат Янпуевны всегда деловой настрой, правильно выбранные методы и приемы., ведь совсем непросто вложить в наши умы мудрости этих сложных наук.
Особенно располагает в этом учителе душевность, уравновешенность, интеллигентность, приветливость. Не повышая голоса, Аминат Янпуевна может умело разрядить любую напряженную ситуацию на уроке, перемене, потому и заслужила уважение среди учеников, коллег и родителей.
Школа для Аминат Янпуевны — это жизнь илюбимая работа,призвание и радость.Хотя, казалось бы,жизнь движется по одномуи тому жекругу,но в нём есть свой особыйсмысл:
Учительство — не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.
Аминат Янпуевна — живой пример, каким должен быть настоящий учитель!
Мухамбетова Сафия,
детское объединение «Родник»
Учитель – семейная профессия
Едва ли возможно назвать и перечислить все профессии на земле. С представителями некоторых из них мы сталкиваемся от случая к случаю, о других знаем только понаслышке. Но есть одна из них, без которой трудно было бы обойтись обществу: профессии, стоящей вне времени, ведущей в будущее. Она открыта для людей неравнодушных, искренних, светлых, способных даровать молодым поколениям знания и добро. Профессия эта - учитель.
«Учитель - это их семейная профессия», - можно сказать о хорошо известной в ауле Абрам-Тюбе семье Култаевых. Так сложилось, что супруги братьев и племянников этой семьи – педагоги. Общий стаж учителей Култаевых чуть более 200 лет.
Култаева Фатима Абуевна с детства хотела учить и воспитывать ребятишек. Вот уже 47 она занимается этим благородным делом. Фатима Абуевна не изменила своей мечте и ни разу не сказала: «Это не моё». У неё был пример мамы, Досмухамбетовой Танбике Аманбаевны, учителя малокомплектной школы, потом заведующей детским садом в родном ауле. Когда девочка Фатима пошла в школу, любимым педагогом стал первый учитель, затем классный руководитель - Юсупов Муса Амитович. Это был интересный, умный человек, который формировал в учениках чувство справедливости, патриотизма, веры в собственные силы. Поэтому после успешного окончания восьми классов Фатима Абуевна твёрдо знала, что станет как её учитель, и поступила в Хасавюртовское педагогическое училище. Одиннадцатого ноября 1976 года она была принята учителем начальных классов в Абрам-Тюбинскую школу, где и работает поныне. Тогда молодой педагог учился у старших коллег. Директор школы Муса Амитович был наставником, образцом профессионализма ибезграничной преданности к делу.
Многие поколения односельчан были учениками Фатимы Абуевны. Каждый выпуск как новая глава её книги жизни. Учителя начальных классов — особый народ в учительской среде. Только от любви учителя и его мастерства зависит, с каким багажом знаний и нравственных ценностей пойдет ребенок во взрослую жизнь. Именно такой специалист Фатима Абуевна, она помогает детям адаптироваться в школе, подготовиться к жизни в социуме. Растерянных мальчиков и девочек, переступающих школьный порог, учить читать, считать и писать, помогает им стать хорошими людьми.
Теперь Фатима Абуевна передает педагогический опыт своим выпускницам, выбравшим профессию учителя. Мудрым наставником Фатима Абуевна является и для сына Култаева Назира Мамедалиевича – учителя истории и обществознания МКОУ СОШ № 17, и его жены, Култаевой Дианы Казбековны – математика и информатика нашей школы. По стопам бабушки пошла и внучка Култаева Саида -студентка Ставропольского государственного педагогического института. Значит, пример близкого человека стал внутренней потребностью продолжать семейное дело.
Култаева Мутлыхан Юсуповна мечтала лечить людей, но стала учителем. Она проработала в нашей школе 35 лет, в 2009 году ушла на заслуженный отдых. В 1975 году начинала с должности школьного библиотекаря, через год ей предложили взять уроки математики. Первыми учениками Мутлыхан Юсуповны были старшеклассники. Жизненные обстоятельства распорядились её судьбой. Закончив математический факультет Ставропольского педагогического института, она навсегда связала свою жизнь со школой. Её уроки отличались высокой плотностью, строгой дисциплиной и кропотливой работой над трудными задачами, примерами и уравнениями. Внеклассные мероприятия, концерты для жителей аула, классные часы, соревнования, походы – будни Мутлыхан Юсуповны на протяжении всех лет работы. Немало душевных сил и энергии отдала она своим ученикам, научила правильно разбираться не только в математических законах, но в законах жизни. Преданность профессии не смогли не заметить её выпускники, и это и стало ориентиром в выборе некоторыми из них учительской стези.
Култаева Гульзифа Ахмедовна была учителем русского языка и литературы, заместителем директора по учебной части школы с. Тукуй-Мектеб. О работе с детьми она думала со школьной скамьи, поэтому без сомнений сначала пришла трудиться пионервожатой в родную школу, потом закончила филологический факультет СГПИ. Она ответственный, рассудительный, интеллигентный, трудолюбивый, отзывчивый человек Грамотный предметник и методист, квалифицированный администратор - Гульзифа Ахмедовна снискала авторитет среди школьников, коллег, односельчан. Её педагогическая деятельность была отмечена государством – в 2006 году она была награждена нагрудным знаком «Почётный работник общего образования РФ».
Култаева Элбийке Кулманбетовна – учитель иностранных языков МКОУ СОШ № 17. В школе ей нравился английский язык, и когда в 10 классесообщили, что есть направления для поступления в Пятигорский педагогический институт иностранных языков. Элбийке Кулманбетовна использовала эту возможность. Начинала профессиональную деятельность в школе родного села Тукуй-Мектеб. Продолжила в школе Абрам-Тюбе и по настоящее время работает в ней.. Она хорошо знает методику преподавания английского языка, постоянно совершенствует своё мастерство. Свою главную задачу видит в выявлении индивидуальных особенностей детей, в развитии способностей ребёнка; добивается овладения учащимися необходимыми знаниями, умениями и навыками. Стержнем её уроков является деятельность самих учащихся, технология сотрудничества.Но хорошо вести уроки и быть в стороне от жизни, это значит, плохо делать свое главное учительское дело. Элбийке Кулманбетовна – учитель, имеющий активную жизненную позицию. Она не только развивает компетенции учеников, но и способствует формированию ребенка как личности, помогает развить умение правильно оценивать свои поступки и результаты своего труда.
11 выпусков у классного руководителя Элбийке Кулманбетовны. Много воспоминаний у неё об совместных с ребятами делах: школьные вечера, КВНы, выпуски стенгазет, репетиций выступлений, подготовка к предметным неделям. В работе с каждым классом она добивалась, чтобы самыми главными во взаимоотношениях учеников были тактичность, уважение, дружелюбие, справедливость.
Формула профессионального успеха нашего учителя иностранного языка: любовь к делу, стремление больше знать, чтобы лучше разобраться, соответствовать времени, в котором живет, и месту, которое занимает.
Без сомнения, можно утверждать, что секретымастерства учительской работы, Элбийке Кулманбетовна передала дочери, Байрамалиевой Райсалат Жамаладиновне – учителю иностранного языка, заместителю директора по учебной работе школы села Новкус-Артезиан. Ведь хороший учитель живёт в мыслях и поступках людей.
Култаева Мухминат Алимжановна преподает в СОШ № 17. Когда-то она в неё училась, в начальных классах захотела быть как первая учительница Култаева Фатима Абуевна, в средней – как классный руководитель, учитель химии и биологии Эсполова Аминат Янпуевна.Поэтому поступила в Будённовское педагогическое училище, потом в пединститут г. Ставрополя. И вот уже 24 года Мухминат Алимжановна учит математике. Учитель и предмет так подошли друг другу: оба немногословные, серьезные, деловитые, не допускающие ошибок, авторитетные. На каждый урок она идет с уверенностью, что все задуманное получится. Так научила наставник Каюрова Тамара Александровна, учитель русского языка и литературы педколледжа.
Составить план месячника, тематической недели, отчет; заполнить формы; провести мониторинг; организовать поездку; подготовить документацию – это неполный список дел завуча. А Мухминат Алимжановна много лет заместитель директора по воспитательной работе семнадцатой школы. Бессменность на этой должности, как нельзя лучше, характеризует её как специалиста на своем месте.
Учителя Култаевы – люди, по-настоящему преданные делу учительства. В профессии может состояться только увлеченный человек.
В селе ты не просто порядочный житель,
У всех на виду твоё имя – учитель!
И спрос с тебя строгий, и честь высока,
И ноша твоя на миру не легка.
Руководитель д/о "Родник" Тукуева А.А.
Акция "Безопасность ради жизни!"
21 ноября юные инспекторы движения школы № 17 провели профилактическое мероприятие "Безопасность ради жизни!" Акция была приурочена ко Всемирному Дню памяти жертв дорожно-транспортных происшествий. Митинг открыли руководитель детского объединения Эльгайтарова М.И. и учитель ОБЖ Ниязов А.С-М. Печальная статистика смертности и травматизма на дорогах - это напоминание нам, учащимся, о том, что безопасность на дороге зависит от каждого. Дисциплина на дороге, максимальное соблюдение правил дорожного движения, внимательность, ответственность предотвратит гибель людей. Ведь жизнь и здоровье - основные ценности человека. В завершении митинга память погибших почтили минутой молчания и выпустили в небо белые шары. После торжественной части взрослые и дети вышли на улицы аула с дорожными знаками, чтобы еще раз обратить внимание всех участников дорожного движения на важность соблюдения правил движения. Организаторы акции беседовали с пешеходами, водителями, раздавали им буклеты. Мы призываем всех к взаимопониманию и уважению. Не спешите, не рискуйте напрасно собой, своей жизнью и жизнью других людей! Только совместными силами мы сделаем наши дороги безопасными.
д/о юнкоров МКОУ СОШ № 17
Быть терпимым- искусство.
Понимая, как важно уважать окружающих , уважать чужое мнение, решать конфликты мирным путем, мы, учащиеся 8 класса, провели интерактивную дискуссию с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами: Что такое толерантность? Можно ли научиться толерантности? Как преодолеть интолерантность в общении?
Обсудив значения слова " толерантность ", все пришли к выводу, что толерантность – это искусство жить в мире непохожих людей и идей. А общение с непохожим на нас человеком зачастую может быть полезным и приятным. Определив черты, присущие толерантной и интолерантной личности, мы имели возможность, побывав в "Волшебной лавке", в которой есть необычные "вещи"- человеческие качества, обменять одни качества на другие, чтобы считаться подлинно толерантным человеком. Выбирая одни, отдавая другие, одноклассники объясняли, зачем они им нужны и в каких случаях. Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Толерантный путь-это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Практическим навыкам толерантного взаимодействия, необходимости диалога и принятия другой культуры мы учились через ролевую игру "В гостях". Задача состояла в том, чтобы, побывав в гостях друг у друга, представить своё сообщество другому сообществу, в строгом соответствии с характеристикой данного сообщества. После общения делились своими впечатлениями. Порою трудно понять других людей, непохожих на тебя, но нужно стараться. Золотое правило нравственности "Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе". Чтобы быть терпимыми нужно быть внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, вежливыми, щедрыми и бескорыстными, великодушными. И всё это поможет всем жить в мире.
д/о "Родник"
От всей души мамам посвящается...
Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей школе, День матери занимает особое место. В этот день слова любви, благодарности мамам звучат от каждого. Самые заботливые, самые красивые, самые прекрасные, лучшие, нежные и ласковые - это мамы. Накануне маминого воскресенья школа гостеприимно, в красиво украшенном зале встречала мам, приглашенных на праздничный концерт. Со словами приветствия и поздравления выступила заместитель директора по воспитательной работе Култаева М.А. Ведущие вечера Эльгайтарова А. и Магомедова С. сказали в адрес матерей много искренних и добрых слов. Трогательные стихи прочитали ученики 2 классов и Эсполова А. А песня, исполненная третьеклассниками, особенно затронула родительские сердца. На концерте звучали лирические песни в исполнении Ниязовой А., Загидовой Л. , Загидовой П., Темировой Д., Балдаевой А. Девочки 6 и 7 классов показали национальные и современные танцы. Особенно зажигательным был испанский танец ( Эсполова А. и Досокаев И.). Праздник разнообразили веселые сценки: "Три мамы" , "Дети хлопотный народ" ( девочки 5 класса) и " Помощник" ( Эсполова А. и Темиров А.) В школе весь вечер звучала музыка, раздавался весёлый смех. Лица мам светились счастьем.
д/о юнкоров
МКОУ СОШ № 17
Школа- территория толерантности.
Под таким девизом прошла в нашей школе акция "Уроки толерантности" с целью формирования активной гражданской и социальной позиции, позитивного отношения к представителям других национальностей. Открытие мероприятия организовали и провели члены детского объединения «КИД» (руководитель Култаева Э.К.). Рассказав притчу, показав сказку, кидовцы напомнили значение слов толерантность и терпимость.
На классных часах школьники учились более осознанно и позитивно относиться к многообразию окружающего мира. Старшеклассники подробно остановились на понятии гражданской ответственности, обсудили важность личного вклада в развитие добрососедских отношений с представителями разных народов России. В интерактивной форме была предоставлена возможность каждому участнику высказаться, разобраться, сделать выводы и узнать много нового о понятии «толерантность». Были проведены тесты, игры.
В младших классах ученики написали слово «мир» на 86 языках. Ребята с интересом соревновались в написании составляющих толерантности, они хорошо усвоили, что толерантность - это доброта души, сострадание, уважение, дружба, терпение, это путь к миру. В игре «Кто быстрее» вспоминали и называли пословицы и поговорки о дружбе и взаимопомощи, о добре.
д/о "Родник" МКОУ СОШ № 17
Правовой урок уполномоченного.
Во Всероссийский день правовой помощи уполномоченный МКОУ СОШ № 17 Бияшева А.И. провела урок " Имею право на права" для обучающихся 2-5 классов. Цель этого мероприятия - правовое просвещение и воспитание правовой культуры школьников. Чтобы стать полноправным гражданином общества, нужно знать свои права. Использование игровой технологии, презентации, информационного стенда позволило ребятам повторить свои основные права, определенные Конвенцией о правах ребенка: право на жизнь, право на имя, право на образование, право на отдых, право на защиту и заботу, право на свободу и другие. Необходимость уважения и соблюдения прав друг друга закрепили в игре "Запрещается- Разрешается". Творческие конкурсы " Доскажи пословицу", "Дорисуй" формировали нравственные качества участников урока, нормы правильного поведения. Нет прав без обязанностей! Об этом рассказали ученики 4 класса в сценке " Петя и его права". Все осудили поведение героя, который очень хорошо знал права, но забыл свои обязанности. Каждому праву соответствует обязанность: прилежно учиться, помогать, беречь. Завершился урок общим исполнением песни "Мир детям".
Замечательно, что у всех, особенно детей, есть права и они защищены официальными документами, специальными службами.
Абдулхалыкова Айшат
д/о юнкоров МКОУ СОШ № 17
Словарный урок для юнкоров.
22 ноября – день рождения Владимира Ивановича Даля, и эта дата уже несколько лет отмечается в России как День словарей и энциклопедий.
Научить ориентироваться в многообразии словарей, привить навыки систематического использования справочной литературы, объяснить принципы организации слов в словарях и энциклопедиях - задачи, поставленные руководителем детского объединения Тукуевой А.А. при проведении словарного урока для юнкоров. На уроке ребята рассказали о жизни В.Даля. Он обладал талантами в разных сферах - был моряком, хирургом, чиновником, проявил себя как инженер, как ученый, знал 12 языков, мог мастерить . А ещё В.Даль всю жизнь собирал слова... Очень важна его роль в становлении словарного дела, русского языка. Мы узнали, что В.И. Даль собрал и обработал более двухсот тысяч слов, вошедших в составленный им "Толковый словарь живого великорусского языка". Представленная в словаре лексика, охватывает как литературный язык, так и различные диалекты, профессиональные термины, жаргоны. В качестве иллюстративного материала в словаре приводится большое количество фразеологизмов, пословиц, поговорок. В толкованиях слов содержится значительный этнографический материал. В “ Напутном слове ” Даля, прочитанном им в Обществе любителей русской словесности при Московском университете, 21 апреля 1862 года он сказал :
“ ... писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь свой век по крупице то, что слышал от учителя своего - живого русского языка...”. “Толковый словарь живого великорусского языка” принес В.И. Далю бессмертие. Созданное им - подвиг всей его жизни.
Практическая часть урока была представлена разными упражнениями, заданиями и конкурсами. Увлекательно прошел конкурс скороговорок. В.И.Даль считал их не просто забавой. "Их заучивают, чтобы натореть в чистом и скором говоре". Разбирали "ремешки"- пословицы по темам. Особенно интересна и полезна была работа с разными словарями. Сначала пришлось разгадать словари, представленные в ролевой игре, потом в группах определяли значение заимствованных слов, фразеологизмов, проверяли правописание слов, их произношение, подбирали синонимы и антонимы. Юным журналистам, как никому, необходимо уметь пользоваться словарями. Человек, знающий много слов, лучше владеет языком. Чем богаче словарный запас человека, тем лучше он понимает речь других людей. Известен случай: однажды известный французский литератор Теофиль Готье спросил молодого поэта Шарля Бодлера: “Читаете ли вы словари?”, чем очень его удивил. Разве можно читать словари? Ведь это не детектив, не сказка. Но именно читая словари, можно расширить свой словарный запас, научиться правильно говорить, писать.
д/о юнкоров МКОУ СОШ №17
В ПАМЯТЬ ОБ УЧИТЕЛЕ
В МКОУ СОШ № 17 вот уже 11 лет проводится турнир по волейболу среди школьных команд. Соревнования посвящены памяти ветерана педагогического труда Мусы Амитовича Юсупова, имя которого хорошо известно нескольким поколениям жителей Абрам-Тюбе. Он работал учителем истории и более 20 лет - директором Абрам-Тюбинской школы.
Энергичный человек, активный гражданин Муса Амитович много сделал для развития аула: под его руководством была построена новая школа, был разбит школьный парк. Он был известен и благодаря своему творчеству: писал стихи на родном языке, которые печатались в газетах. Был издан его сборник. Несколько лирических произведений вошли в хрестоматию по ногайской литературе для учащихся 5-6 классов. Почетное имя уважаемого человека носит улица нашего аула.
Инициатором и организатором проведения игр, которые традиционно проходят в ноябре, стал учитель физической культуры школы Эсполов М.И. В этот раз турнир посвящен 90- летию со дня рождения нашего земляка. А переходящий кубок завоевала команда 9 класса, второе место -у волейболистов-семиклассников
д/о юнкоров МКОУ СОШ № 17
НЕДЕЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ
В конце сентября в МКОУ СОШ № 17 прошла Неделя безопасности, главная задача которой – это профилактическая работа по снижению детского
дорожно-транспортного травматизма. С целью привития у обучающихся уважения к себе и к другим
участникам дорожного движения, внимательности на
дорогах, формирования ценности жизни и
здоровья классные руководители
провели различные
по форме уроки безопасности. Учащиеся начальной школы участвовали в играх и викторинах на знание
правил дорожного движения, сигналов светофора, правил поведения в общественном
транспорте и на дороге, в конкурсе
рисунков «У светофора нет каникул!» и поделок «Азбуку
дорожную знать каждому положено!» В дружную семью ответственных пешеходов были
приняты первоклассники.
Всю неделю с учащимися проводились беседы на темы: «Знай
и соблюдай ПДД», «Про того кто головой рисковал на мостовой», «Каждому должно
быть ясно, на дороге кататься опасно», «Для вас, велосипедисты». Старшеклассники готовили
сообщения об опасных ситуациях на дороге.
29 сентября прошел
единый день безопасности, в котором приняли участие все классы. В 1- 3 классах был проведен урок –игра «Веселый
светофор». Учащиеся 4-5 классов участвовали в познавательной игре
«Школа дорожных
наук» В 7 -8 классах был проведен
урок «Ты велосипедист», целью которого было закрепление правил водителей
велосипедов. Очень интересно прошел конкурс «Своя игра» для старшеклассников.
Взрослые и дети активно участвовали в проведенных мероприятиях. Ведь, чтобы
обезопасить себя на улице, важно быть грамотным пешеходом.
юнкорЫ д/ о «РодникЮИД
ПОСВЯЩЕНИЕ В ПЕШЕХОДЫ.
В новом учебном году наша школа пополнилась 18 первоклассниками. Начало обучения в школе – это важное и ответственное событие в жизни. Новый режим дня, новые обязанности, новые маршруты. Большинство первоклассников впервые получили определенную долю самостоятельности и ответственности. Ответственность предполагает дисциплинированность и внимательность, особенно на дороге. Поэтому тридцатого сентября для учащихся первых классов был подготовлен и проведён праздник «Посвящение в пешеходы». Ребята отряда ЮИД ( руководитель Эльгайтарова М.И.) подготовили малышам яркое и запоминающееся представление. На праздник к первоклассникам, с интересными заданиями и конкурсами по ПДД пришли Светофор, Незнайка. Юные пешеходы составляли дорожные знаки, определяли нарушения Правил дорожного движения, разгадывали загадки. Они замечательно справились со всеми заданиями, получили много полезных советов. В заключительной части мероприятия первоклашки выступили с ответным словом, пообещали соблюдать все правила дорожного движения и дали клятву пешехода. Каждому первокласснику Светофор вручил «Удостоверение юного пешехода» и памятку по правилам дорожного движения. Ребята были в восторге от праздника, и хочется надеяться, что он надолго сохранится в их памяти, и они никогда не будут нарушать правила дорожного движения. Мероприятие завершилось гимном ЮИДовцев.
Кельдимуратова Эвилина
детское объединение юнкоров «Родник»
«Сегодня мы отмечаем День молодого душой человека», - такими тёплыми словами началась праздничная программа, которая ежегодно проходит в МКОУ СОШ № 17 в День пожилого человека. В осенний погожий день ребята детской организации «Одуванчик» (педагог-организатор Бияшева З.М.) чествовали людей старшего поколения, В украшенном зале организаторы праздника с улыбками на лицах встретили гостей, сразу одарив всех хорошим настроением. Ученики школы своими музыкальными номерами подчеркнули, что праздник призван выразить признательность и уважение подрастающего поколения к старшему. Нужно было видеть радостные глаза людей, которые в этот день получили долю внимания и заботы. Продолжилось мероприятие конкурсами загадок, частушек, сборами внука и внучки в школу. Энергичные бабушки выступали с таким задором и огоньком, что очередной раз доказали: годы – это всего лишь оплошность, если молод душой человек. От всей души желаем Вам – мудрые люди крепкого здоровья на долгие годы, благополучия и счастья, теплоты и внимания окружающих вас людей. За чуткое сердце вам - низкий поклон!
Детское объединение юнкоров «Родник»
Абдулхалыкова Айшат
ОТРЯД ЮИД